Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   
Меню






Главная » 2017 » Ноябрь » 17 » Семинар-практикум для воспитателей
13:18
Семинар-практикум для воспитателей

Семинар-практикум для воспитателей по теме  «Формирование грамматического строя речи»

Иванченко С.М., воспитатель МБДОУ «Крепыш»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей, чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Вот уже несколько лет я работаю над проблемой формирования грамматического строя речи. Овладение ребенком грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка, он начинает логичнее мыслить, учится обобщать, правильно излагать свои мысли. Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая переход к изучению языка в школе.

Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в общении со сверстниками и в детской деятельности – игре, специальных речевых занятиях и упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

Если смысл грамматических форм остается ребенку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребенок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе. Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка.

  • способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться с окружающими. Естественно, что содержание и методика работы с детьми по обогащению их речи грамматическими формами определяется требованиями к речи ребенка в зависимости от возраста, а также знанием характерных для них затруднений. Развитие грамматического строя осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей практически пользоваться фразовой речью, т.е. правильно употреблять в речи основные грамматические категории, сформировать навык практического словоизменения по числам, падежам, временам, лицам и родам.

Мозговой штурм.

Цель: актуализировать знания, умения и навыки воспитателей по теме «Грамматический строй речи».

Теоретические задания.

Что изучает синтаксис?

  1. Словосочетания и предложения.
  2. Изменение слов.
  3. Звуки речи.

Что такое морфология?

  1. Раздел грамматики, изучающий формы слова.
  2. Раздел грамматики, изучающий части речи.
  3. Раздел грамматики, изучающий словосочетание и предложение.

Что такое словоизменение?

  1. Раздел языкознания, изучающий способы образования слов.
  2. Раздел языкознания, изучающий разные формы одного и того же слова.
  3. Раздел языкознания, изучающий правила согласования слов.

Определите название части речи.

  1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (глагол)
  2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (существительные)
  3. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (прилагательное)

Для какого возраста детей соответствует данная задача.

  1. Умение составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно со взрослыми (3-4)
  2. Умения употреблять форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных (4-5)
  3. Умение образовывать существительные в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (5-6)
  4. Умение образовывать прилагательные от существительных (6-7)

Основная цель моей работы – развитие умений говорения и слушания, обогащение активного и пассивного словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи.

На усвоение и закрепление грамматических норм языка направлены специальные упражнения, выполняемые на предметных занятиях, о которых сегодня я бы хотела рассказать вам.

Работу над грамматическим строем рекомендую начинать со знакомства с именами существительными, поскольку именно существительные составляют больше половины слов нашей речи, а на основе изменения существительных изменяется и другие части речи.

Трудности вызывает родительный падеж существительных, так как очень часто в разговорной речи встречаются формы, не соответствующие литературной норме, причем касается это достаточно часто употребляемых существительных: названий парных предметов (ботинок, сапог, валенок, чулок), названий овощей и плодов (апельсинов, мандаринов, баклажанов), и мер веса (граммов, килограммов).

Я хочу предложить вам оригинальное стихотворение, которое помогает детям легко и быстро усвоить эти формы.

Т.А. Шуйская.

Непутевая Федора.

Снова горе у Федоры:

Не пошел ей впрок урок;

Чистоты, порядка нету,

И опять переполох!

Разбежались вся посуда,

Обувь, мебель и белье,

И рыдает вновь Федра:

- Это ж было все мое!

У Федоры больше нету

ни чулок и ни сапог,

Ни сандалий, ни ботинок,

Нету туфель и носков.

Нет колготок, брюк и джинсов,

Нету платьев и штанов,

Нет пальто, перчаток, шубы,

Нет сервантов и шкафов.

Полотенец нет и блюдец,

Нет тарелок, а еда –

Фрукты, овощи, продукты -

Разбежалась кто куда!

Не осталось килограммов,

Не сыскать ей даже граммов

Помидоров, баклажанов,

Мандаринов, абрикосов,

Апельсинов и лимонов!

Даже свёкла и картофель

Раскатились по полям…

На пороге грязном, низком,

В рваном платье, без чулок

Слезы льет Федора горько

И обратно всех зовет!

Значение и нормы употребления предлогов удобнее всего объединить с употреблением падежных форм существительных. Необходимо, чтобы дети поняли разницу между предлогами в - на, из – с, под – над. Эти предлоги наиболее сходны, доступны и удобны для наглядного оформления. Например, положи карандаш в коробку, на коробку, под коробку, подними карандаш над коробкой. Для закрепления этих понятий важно сопоставление действия и речи. Важно интонационно выделить предлог и изменяемое окончание: лежит на столе, под столом, убрал со стола, положил под стол. Вам предлагаю сейчас составить предложение по картинкам.

Я уже вас знакомила с играми для детей, которые использую при изучении норм употребления притяжательных прилагательных, а сейчас хочу предложить игру «Что за зверь», цель которой упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных, научить анализировать изображения фантастического зверя. Определять, их каких частей других животных оно состоит, развивать у детей чувство юмора. Ход игры: воспитатель показывает конверт и рассказывает, что один знакомый веселый художник передал для них конверт со своими рисунками, а что он нарисовал, сейчас узнаем. Показывает картинку, спрашивает: «Кто это? Может быть, верблюд? Нет, это не верблюд, у верблюда нет рогов, а у этого зверя оленьи рога, поросячья голова, гусиная шея, лошадиный хвост. Вот сколько разных животных соединил художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь». (Достает остальные картинки).

Посмотрите, что за звери?

Я глазам своим не верю:

Чьи рога, чья голова?

Узнаю едва-едва.

Что тут так? А что не так?

Получился кавардак.

Звери разные у нас.

Разберемся мы сейчас.

Воспитатель предлагает детям определить, из каких частей животных художник создал фантастического зверя и назвать все его части, начиная с туловища. Дети проверяют друг у друга, все ли части зверя названы правильно. Затем обмениваются картинками с выражением просьбы, в которой называют зверя: «Дай мне, пожалуйста, медведя с заячьими ушами». Можно усложнить задание: перевернуть картинку изображением вниз и задать вопрос «Что за зверь был у тебя?» И дети по памяти называют своего зверя, снова упражняются в употреблении притяжательных прилагательных. В конце занятия воспитатель предлагает придумать название животному, просит представить своего фантастического зверя и назвать части тела, из которого он будет состоять.

  • о своих впечатлениях от новой прочитанной книги, просмотренного спектакля, фильма, ребенок должен пользоваться формой связной монологической речи. В подготовительной группе работа по развитию грамматически оформленной речи должна занимать большое место. Я вам рассказывала, как описывать картины по схемам. Сегодня мне бы хотелось поделиться методом описания литературных героев с помощью игры с кубиком, на гранях которого изображены пиктограммы. (Игра разработана Н. В. Прохореней)
  • Эмоции и чувства персонажа (выпадает сторона кубика с изображением пиктограммы лица)
  • Особенности его характера (сторона кубика с изображением сердца)
  • Причины его нравственного и безнравственного поведения: почему о6н так поступил (изображение ладошки)
  • Цели его поведения: «Чего он хотел добиться? Что он хотел сделать?» (стойкий оловянный солдатик)
  • Последствия его поступков (звезда)
  • Приведение похожего примера поступка из другой сказки или из своей жизни (змейка в виде вопроса)

Естественно, взрослый помогает детям рассуждать и формулировать свое мнение, соблюдая грамматические нормы языка. Составленные предложения проговариваются детьми целиком. Если ребенок допускает ошибку в предложении. Воспитатель должен ее исправить и попросить ребенка повторить предложение еще раз.

Важнейшей заботой родителей, воспитателей должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникли в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Ребенок, не усвоивший грамматического строя языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.

Просмотров: 1623 | Добавил: Duas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ




Ссылка на официальный сайт ГОСУСЛУГИ