Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   
Меню






Главная » 2017 » Ноябрь » 9 » Мастер-класс «Использование элементов ТРИЗ-технологии для формирования навыка творческого рассказывания по картине»
20:38
Мастер-класс «Использование элементов ТРИЗ-технологии для формирования навыка творческого рассказывания по картине»

Мастер-класс «Использование элементов ТРИЗ-технологии для формирования навыка творческого рассказывания по картине».

Гулева Н.А. воспитатель МБДОУ  «Крепыш»

Если мы обратимся к нормативным документам, регламентирующим нашу деятельность: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования, то увидим, что требования, выдвигаемые к выпускнику и детского сада, и школы перекликаются.

В первую очередь это:

- креативность;

- мобильность;

- инициативность;

- высокий уровень познавательной активности;

- ярко выраженное творческое мышление, способность принимать нестандартные решения;

- развитое воображение и т.д.

Обратим особое внимание на такие качества как ярко выраженное творческое мышление и развитое воображение и зададим себе вопрос: для чего воспитателю необходимо работать над развитием творческого воображения дошкольников?

Ответы педагогов

И логично задать следующий вопрос: использование, каких педагогических технологий поможет нам, воспитателям, сформировать эти качества у дошкольников?

Я уверена, что вы назовете их очень много, но моя задача сегодня напомнить о том, что существует очень интересная технология, элементами которой вы все пользуетесь ежедневно, иногда даже не отдавая себе в этом отчета, - это технология ТРИЗ.

Давайте вспомним, как расшифровывается ТРИЗ?

Конечно, это теория решения изобретательных задач. Целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счет снятия психологической инерции и усиления творческого воображения. Работа над ТРИЗ начата Г.С. Альтшуллером и его коллегами в 1946 году, а первые публикации вышли в 1956 году.

Целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счет снятия психологической инерции и усиления творческого воображения. Рассмотрим внимательно иллюстрацию художника Ивана Яковлевича Билибина к русской народной сказке «Баба Яга».

Описательный рассказ составить легче всего:

- кто изображен?

-какая она?

- какая природа, погода и т.д.

Подойдем к творческому рассказыванию.

Используем при этом самый распространенный метод (подсказываю: включим фантазию) – метод фантазирования.

Приемы:

- летит для свершения каких-то дел - решение сказочных задач;

- а если бы - обучение формулированию противоречий;

- встретила Серого волка - обсуждение проблемных ситуаций;

- изменила маршрут - изменение концовки сказки, сюжета, характера героя;

- затем снова вернулась - восстановление сюжета измененной сказки;

- все время злая - рисование портрета – характеристики героя одной линией.

Метод мозгового штурма

Приемы:

- придумывание персонажа;

- выявление отрицательного персонажа, который мешает, вредит главному герою, но под воздействием внешних обстоятельств становится положительным;

- придумывается название новой сказки.

Метод системного оператора «Волшебный экран»

Приемы:

- решение сказочных задач;

- фантазирование.

Метод – эмпатия

Приемы:

- преобразование времени (до; в настоящем времени; в будущем);

- изменение характера героя;

- формулирование противоречий;

- перенести образ сказочного героя на человека;

- рисование характера героя;

- имитации действий героя;

- представление себя в качестве кого-либо или чего–либо;

- изменение условий существования.

Вот некоторые методы технологии ТРИЗ мы вспомнили, а сейчас поупражняемся в творческом рассказывании по картине.

Предлагаю разделиться на 4 группы и составить творческий рассказ с применением определенных методов и приемов:

1 группа - метод фантазирования. Применяем не все приемы, а те, которые вам в данный момент необходимы; например: изменение концовки сказки или характера героя.

2 группа – метод мозгового штурма.

3 группа – метод системного оператора «Волшебный экран»

4 группа – метод эмпатия.

На выполнение задания 5 мин. Затем представитель каждой группы представляет продукт деятельности и анализирует в соответствии с АЛГОРИТМОМ.

Итак, подведем итоги: какие приемы можно использовать для развития творческого мышления с использованием данной иллюстрации?

Так для чего же нужно развивать творческое мышление (воображение) дошкольников?

Какие качества дошкольников мы сформируем?

Великие ученые, умы человечества говорили, что

Умение воображать выше многознания, ибо без воображения нельзя сделать открытие. Энштейн

 

Холодному математическому расчету всегда предшествует творческое воображение.   К.Э.Циолковский

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 1405 | Добавил: Duas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ




Ссылка на официальный сайт ГОСУСЛУГИ