Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   
Меню

О задатках и способностях

Департамент образования
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Крепыш»
муниципального образования город Ноябрьск

Информационная корзина
Здравствуйте, коллеги! Поговорим о задатках и способностях наших воспитанников. Тема непростая, в ней много подводных течений и рифов. Чтобы благополучно провести через них «корабль воспитания», надо о них знать. Что же это за подводные течения и рифы? Течения – это основные научные подходы к природе задатков и способностей; рифы – практика воспитания.

Всем хорошо известны бытовые оценки людей: смышленый – бестолковый, схватывает на лету – пенек, талантливый – бездарный, рукастый – безрукий, ловкий – увалень, огонь – ни рыба ни мясо и т.д. Одно слово, а как будто припечатывает человека к его способности или неспособности к какой-то деятельности. Есть, конечно, и ума палата, и мастер на все руки. Но как определиться со своим ребенком? Каков он? Дома один, в детском саду и школе другой, с друзьями третий. Какие его способности и черты главные? Что нужно, а что не стоит развивать?

Узнаем, что говорит о способностях и задатках наука.

Способности – это индивидуальные психические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Различают общие и специальные способности. Общие обеспечивают успешность в разных видах деятельности, а также легкость в усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой-то определенной области (в музыкальной, математической, спортивной и т.д.). Замечено также, что способности проявляются в комплексе, а не по одной и что недостаток одной способности компенсируется рядом других.

Задатки – это та природная основа, на которой развиваются способности: анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, тела. Одни ученые считают задатки генетически обусловленными, т.е. передающимися по наследству через ДНК, РНК; другие – врожденными, т.е. формирующимися в пренатальный, внутриутробный период развития человека. Н и те и другие ученые соглашаются в одном: задатки – изначально природные свойства человека, а не данные ему после рождения в ходе воспитания.

Среди природных свойств есть еще один вид, наименее изученный и потому часто умалчиваемый. Это трансперсональное развитие индивидуальности, несущее в себе последовательность многих жизней. Как это понять: как факт естественного отбора нужных качеств (по Дарвину) или как накопление жизненного опыта в последовательности реинкарнаций, перевоплощений (согласно восточным философиям)? Наука пока не дает однозначного ответа.

Такого согласия в отношении способностей нет. Существуют три основных направления в психологии. Представители одного из них, биологизаторского, считают: человек – биологическое существо, способности – врожденное качество, и именно это обстоятельство определяет «потолок» в развитии человека: все уже задано природой, «выше головы не прыгнешь».

Другое направление, социологизаторское, считает человека существом сугубо социальным, рождающимся на свет tabula rasa – чистой доской, на которой можно написать все, что хочешь. Дело лишь за воспитателем и методами, которые он будет использовать, - и гении на потоке будут вам обеспечены.

Третье направление – серединное. Оно признает несомненную биологическую природу человека с врожденными задатками и способностями, но считает их всего лишь предпосылками будущего развития человека в социальной среде. Другими словами, природа – не потолок развития, а старт, начало его.

Как отнестись к этим направлениям? В каждом есть «своя правда» и свои примеры из практики… Верно, но что это за примеры?

Биологизаторское направление, начавшее с уважительного отношения к природе человека, закончило тем, что легло в основу расизма и фашизма: теории превосходства одной расы над другой, одного слоя населения над другим, выделения «чистых» рас и т.п.

Социологизаторское направление, разработавшее алгоритмы обучения детей (и взрослых – профессиональным видам деятельности) – «под одну гребенку», - нивелировало индивидуальные особенности человека, «роботизировало» людей. Для воспитания «винтиков» эти методы хороши, а для взращивания творцов непригодны.

Наиболее перспективным и гуманистическим представляется третье направление – рубинштейновское (по имени основателя – выдающегося отечественного психолога С.Л.Рубинштейна), потому что дает инструмент к развитию всех задатков и способностей человека, не лишая их индивидуальности, и способствует развитию творческих способностей в самом широком смысле слова. Воспитатель, стоящий на этих позициях, понимает: его воспитанник пришел в наш мир с ценными задатками, многими способностями, и задача воспитателя – раскрыть их, дать им возможность реализоваться и развиваться.

И вот мы подошли вплотную к рифам в нашей теме – практике.

Первый риф – это оценка задатков и способностей человека. Она почти всегда – или в значительной степени – субъективна и зависит не только от оцениваемого человека, но и от «оценщика». Например, человек мягкий и благожелательный видит вокруг себя множество гениальных детей, а более жесткому и требовательному те же дети кажутся обычными, если не бездарными. Свой «вклад» в неправильную оценку детей вносит установка (в психологии термин «установка» предполагает готовность, предрасположенность воспринимать человека или ситуацию заранее в том или ином ключе, ракурсе) воспитателя на ребенка. Был проведен опыт: хорошо успевающих учеников поместили в новые классы, дав учителям устную характеристику детям – «отличник», «троечник». Вскоре оказалось, что одинаковые по уровню ученики действительно разделились на две четкие группы – «отличников» и «троечников». А ведь учителя считали свои оценки объективными! Не буду приводить многочисленные примеры судеб гениальных ученых, литераторов, певцов, артистов, отчисленных или не принятых на учебу за «неспособность».

Еще одна ошибка, которую чаще всего совершают именно родители, заключается в сравнении своих детей с другими. По успешности их деятельности они строят положительную или отрицательную модель способностей своего ребенка: «наш хуже всех». Это неправильно. Дети развиваются неравномерно, скачкообразно. Вспомните, один ребенок заговорил в годик, другого трудно было понять даже в три, а в конце концов оба успешно развиваются. Сравнивать ребенка нужно с ним самим: не умел, но быстро научился – значит, способный; плохо, медленно обучается – не значит, что неспособный вообще, надо определить причину такого состояния ребенка (усталость, болезнь, отсутствие интереса, страх и т.п.) и только в последнюю очередь говорить о неспособности к этому виду деятельности. Неспособный к рисованию может гениально владеть своим телом или решать задачи как орехи щелкать!...

Отсутствие инструментария для оценки способностей – еще один риф в работе воспитателя. Оценка происходит «на глазок». Даже относительно стандартизирванные тестовые методики дадут только сиюминутный срез каких-то показателей, но не расскажут том, хватит ли воли или желания обладателю способностей, чтобы довести их до совершенства. Примеров одаренных людей, оставшихся на среднем уровне, к сожалению, очень много. К тому же прокрустово ложе стандартов наших представлений о способностях, нашего понимания их может вносить свой – «черный» - вклад в работу с детьми: все, что выходит за границы таких представлений, выпадает из разряда нормы, причем часто в сторону минуса. Нормы отсекают и действительно неспособных, и одаренных, и гениальных людей: «Не норма!». Наиболее типичные примеры этого случая – ограничения детей младшего возраста в детских садах в их фантазии на занятиях рисованием или запрет младшим школьникам решать задачу иным, чем показал учитель, путем. Способности же проявляются как раз за рамками стандартов.

Как заметить в ребенке способности? Наблюдать, когда он самозабвенно играет: что ему нравится, что лучше получается, чему отдает предпочтение. Тут все очень просто: нравится то, что лучше, легче получается, а получается потому, что есть природные задатки – предпосылки способностей. К примеру, один малыш разрисовывает стены, столы, книги; другой пританцовывает под любую музыку и четко попадает в ритм; третий схватывает мелодию и т.д. Можно с определенностью сказать, что у первого проявляются задатки, связанные со зрительными анализаторами, с восприятием цвета и света; у второго преобладают динамические, двигательные характеристики; у третьего – слуховые и голосовые. Не ругайте за испорченные стены, а прикрепите вдоль них обои и дайте ребенку цветные карандаши – пусть развивает свои способности! Не останавливайте свою егозу, не одергивайте поминутно, а создайте условия для развития: чаще включайте музыку, устраивайте танцы, придумывайте активные игры. Поощряйте пение, подпевайте сами, подключайте других! Это доставит много радости всем, а ребенка разовьет.

Способности комплексны, поэтому воспитателю придется предоставлять много разных условий для их проявления и развития. Нужно дать ребенку возможность пробовать себя в разных делах, разных играх и разнообразных ролях и ситуациях. Это не просто так, как может показаться. Иногда дети завалены игрушками, а скучают. Почему? Потому что не умеют играть. Детям нужен руководитель, учитель. Им можете быть вы сами, другие дети, наконец – специалисты (например, в сложных видах деятельности – танцах, музыке, живописи и т.п.). Без учителя, без внимания к миру ребенка, без включения в творчество он превращается в Маугли, способности угасают, нарастают равнодушие, пресыщенность изобилием и доступностью игрушек. Разве в весенние ручьи дети запускают готовые яхты, а не свои кораблики, сделанные из щепочек?

Может быть, самый замаскированный и потому самый опасный риф воспитания – наши собственные нереализованные мечты и планы, которые мы неосознанно пытаемся реализовать в детях. Так появляются маленькие рабы, прикованные к пианино или занимающиеся математикой с репетиторами. Проанализируйте своего ребенка с разных сторон беспристрастно: физические, интеллектуальные, эмоциональные, духовные особенности и возможности. (Не стесняйтесь обращаться к психологам, если не уверены в себе.) Наметьте области развития и коррекции. Это особенно важно, когда вы обнаружите неспособность ребенка к чему-то. Например, плохая координация, неловкость требуют включения тела в работу. Незаменимы при этом игры с мячом, плавание. Н вряд ли они станут воспитанием будущего футболиста или пловца. Скорее они станут коррекцией его двигательных возможностей.

Очень важно, чтобы ребенок не зацикливался на одной своей способности, что внешне выражается в предпочтении одного вида деятельности (только футбол, только компьютер). Возможно, его дремлющие способности при их раскрытии сделают его более успешным и счастливым во всем. Заставить ребенка, особенно подрастающего, попробовать себя в чем-то новом порой очень трудно. Нужно, чтобы он сам этого захотел. Как помочь ему «захотеть»? Расширять сознание через расширение круга друзей и знакомых, представлений о мире и профессиях людей. Так формируется расширенная мотивация к разным видам деятельности. При этом важно, чтобы ребенок не только знал, но и попробовал себя в этих делах.

Итак, что мы знаем о задатках и способностях? То, что каждый ребенок, пришедший в наш мир, щедро наделен самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причем они комплексны, не единичны; что все эти дары природы можно и нужно развивать; что неспособность к одному компенсируется способностью к чему-то другому; и, наконец, что главное дело воспитателя – заметить все эти богатства в ребенке и развивать их.

Таким образом, способности ребенка в ваших руках, воспитатель. Не заметите, не разовьете их – и на свете появится еще один несчастный и неудачливый человек.
Поиск

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ