Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   
Меню

Развитие творческой игры детей

Семинар - практикум Развитие творческой игры детей

Цель: Осмысление педагогами собственной деятельности, направленная на развитие творческой игры детей дошкольного возраста.

Рассчитан: на 4 часа

План проведения:

1. Занятие: Творческая игра как особая форма детской деятельности.

2. Занятие: Этапы развития творческой игры.

3. Занятие: Пути оптимизации руководства педагогов в развитии творческой игры дошкольников.

4. Практическое занятие.

 
Рекомендации для педагогов

Чему обучается ребенок в сюжетно – ролевой игре:
Эмоционально втягиваться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.

Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

Осознавать свое реальное место среди других людей. (Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны).
Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

Уважать себя и верить в себя.

(Дети в игре действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и спрашивая разрешения.

Игра – это арена детских успехов и достижений.

Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности).

Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

(Игра представляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, в игре дети легче справляются с реальными жизненными проблемами).

Свободно выражать свои чувства.

(Чтобы ребенок вел себя естественно, взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений).

Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

(Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет еще развернутой внутренней речи и поэтому им нужно врем, чтобы играя, поговорить с собой.

Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

(В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми).

Делать выбор.
Советы взрослым
… Ребенок не символизирует в игре,
но желает, исполняет желание,
пропускает через переживание
основные категории действительности
Л.С.Выготский

Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще.
Приветствуйте проявление любых чувств, но не любого поведения.
Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Вместе мы многое сможем

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра научит нас:
Говорить с ребенком на его языке.

Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм).
Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.
Открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание.
Любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

  
1. Смотреть на себя со стороны глазами других людей.
2. Предвидеть стратегию ролевого поведения
3. Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.
4. Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.
5. Доверять друг другу.


Семинар – практикум для педагогов.

«Развитие творческой игры детей дошкольного возраста».

«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем
мире»

В.А.Сухомлинский



Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленький ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни – он определяет свое место, свой путь среди людей.

И именно для ее выполнения нужна сюжетно – ролевая игра.

В этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра, - это стремление к самореализации, самовыражению.

Существует универсальный способ не только для удерживания интереса, но и для развития личности вообще. Это – творчество.

Дошкольник еще не может относиться к миру объективно, отстраненно, он во всем ищет свои интересы, формы своего участия или хотя бы причастности к происходящему. Именно творчество позволяет относиться к миру активно, обживая его, наполняя своими желаниями.

Сюжетно – ролевая игра является творческой деятельностью.

Предоставляя простор для самовыражения личности, игра вводит ряд ограничений, сдерживая желания ребенка сюжетом, ролью, игровыми действиями.

Наконец, чтобы успешно обучать и воспитать детей, необходимо знать, на что направлены их интересы.

В игре дети не только обучаются, но и развиваются.

Для детей характерны эмоциональное переживание, образное мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации.

Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника.

В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную действительность, в которой он является социально значимым лицом.

Рядом с видимой действительностью строится мир воображений.

Сюжетно - ролевая игра - ведущая деятельность детей 3-7 лет.

В процессе сюжетно – ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми.

Игра детей после трех лет значительно усложняется. Играя, ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, с другой стороны – определяет содержание взаимодействия в совместной игре.

К 4-ому году жизни у ребенка отмечаются две относительно независимые формы игрового поведения: предметно – игровое взаимодействие с партнером – сверстником (включающее обмен предметными действиями) и ролевое поведение отнесенное к партнеру - игрушке (включающее предметно – специфические ролевые действия и ролевую речь).

Ролевое взаимодействие, в отличие от индивидуального ролевого поведения, предполагает выделение ребенком сверстника как носителя условной (ролевой) позиции и обращенность на него собственных ролевых действий (предметных и речевых).

В игре существуют два вида взаимоотношений - игровые и реальные.

Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли.

Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело.

В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей.

Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

В совместной деятельности дети учатся языку общения взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр.

Усложнение содержания игр ведет в свою очередь, к усложнению реальных взаимоотношений, к увеличению количества участников игры, к необходимости более четкого согласования их действий.

С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желание играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.

Развернутая сюжетно – ролевая игра – собственно ролевая игра – появляется у детей к 5-ти годам.

Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями – требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции, в зависимости от смены роли партнером.

Специфика сюжетно –ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее.

Сложность совместной игры обусловлена тем, что дети, вступая в нее, имеют свои индивидуальные замыслы, связанные с их личными интересами, опытом, возможностями.

К старшему дошкольному возрасту в связи с возросшим опытом и знаниями детей, развитием их воображения, усложняется содержание игры, игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинированные, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

Поэтому на определенном этапе развития (при расширении его знаний представлений об окружающем мире) роль начинает выступать уже как «ограничитель» творческого построения сюжета игры детьми.

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка отмечается стремление не только к воссозданию людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам.

Такое стремление детей может быть реализовано в игре только при условии выхода за пределы ролевых способов построения игры и овладения детьми способами творческого сюжетосложения.

В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы – заместители, так же как действия.

Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Игра в таком случае может протекать во внутреннем плане.
 
Информационный вестник
«Развитие творческой игры детей дошкольного возраста».

«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем
мире»
В.А.Сухомлинский

 Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленький ребенок, сам того не подозревая, решает главную задачу своей жизни – он определяет свое место, свой путь среди людей.

И именно для ее выполнения нужна сюжетно – ролевая игра.

В этой деятельности особенно успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общение. Но самое главное, что порождает сюжетно-ролевая игра, - это стремление к самореализации, самовыражению.

Существует универсальный способ не только для удерживания интереса, но и для развития личности вообще. Это – творчество.

Дошкольник еще не может относиться к миру объективно, отстраненно, он во всем ищет свои интересы, формы своего участия или хотя бы причастности к происходящему. Именно творчество позволяет относиться к миру активно, обживая его, наполняя своими желаниями.

Сюжетно – ролевая игра является творческой деятельностью.

Предоставляя простор для самовыражения личности, игра вводит ряд ограничений, сдерживая желания ребенка сюжетом, ролью, игровыми действиями.

Наконец, чтобы успешно обучать и воспитать детей, необходимо знать, на что направлены их интересы.

В игре дети не только обучаются, но и развиваются.

Для детей характерны эмоциональное переживание, образное мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации.

Сюжетно – ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника.

В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определенную действительность, в которой он является социально значимым лицом.

Рядом с видимой действительностью строится мир воображений.

Сюжетно - ролевая игра - ведущая деятельность детей 3-7 лет.

В процессе сюжетно – ролевой игры происходит интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми.

Игра детей после трех лет значительно усложняется. Играя, ребенок начинает брать на себя определенную роль, которая, с одной стороны, объединяет группирует действия и предметы и тем самым организует индивидуальное поведение ребенка, с другой стороны – определяет содержание взаимодействия в совместной игре.

К 4-ому году жизни у ребенка отмечаются две относительно независимые формы игрового поведения: предметно – игровое взаимодействие с партнером – сверстником (включающее обмен предметными действиями) и ролевое поведение отнесенное к партнеру - игрушке (включающее предметно – специфические ролевые действия и ролевую речь).

Ролевое взаимодействие, в отличие от индивидуального ролевого поведения, предполагает выделение ребенком сверстника как носителя условной (ролевой) позиции и обращенность на него собственных ролевых действий (предметных и речевых).

В игре существуют два вида взаимоотношений - игровые и реальные.

Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли.

Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело.

В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей.

Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

В совместной деятельности дети учатся языку общения взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр.

Усложнение содержания игр ведет в свою очередь, к усложнению реальных взаимоотношений, к увеличению количества участников игры, к необходимости более четкого согласования их действий.

С развитием умения создавать развернутый сюжетный замысел, планировать совместную деятельность ребенок подходит к необходимости найти место среди играющих, наладить с ними связи, понять желание играющих и соразмерить с ними свои собственные желания и возможности.

Развернутая сюжетно – ролевая игра – собственно ролевая игра – появляется у детей к 5-ти годам.

Включение роли в целостную систему отношений – установление множественных связей между ролями – требует овладения более сложными способами ролевого поведения: сменой роли в ходе игры и изменением ролевой позиции, в зависимости от смены роли партнером.

Специфика сюжетно –ролевой игры заключается в том, что сюжет строится детьми по ходу самой игры, а не планируется заранее.

Сложность совместной игры обусловлена тем, что дети, вступая в нее, имеют свои индивидуальные замыслы, связанные с их личными интересами, опытом, возможностями.

К старшему дошкольному возрасту в связи с возросшим опытом и знаниями детей, развитием их воображения, усложняется содержание игры, игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни), а комбинированные, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.

Поэтому на определенном этапе развития (при расширении его знаний представлений об окружающем мире) роль начинает выступать уже как «ограничитель» творческого построения сюжета игры детьми.

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка отмечается стремление не только к воссозданию людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий, участником которых он хотел бы быть сам.

Такое стремление детей может быть реализовано в игре только при условии выхода за пределы ролевых способов построения игры и овладения детьми способами творческого сюжетосложения.

В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы – заместители, так же как действия.

Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении.

Игра в таком случае может протекать во внутреннем плане.


Практическая часть

(носит самостоятельный характер, развивает творческую активность, инициативность)
Поиск

Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ