Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
   
Меню

Что значит развивать речь ребенка

Что значит развивать речь ребенка?

Ответ на этот вопрос и прост, и В то же время сложен. Развивать речь ребенка – это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – и в этом и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы.

Человеческая речь – явление сложное и многослойное. Поэтому говорить о развитии речи вообще невозможно. Обязательно следует понимать, какая именно сторона речи отстает; поняв суть, предпринять соответствующие меры. Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения.

Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность не возможно.

Задача воспитателя при развитии речи детей – не только и не только сообщать им новые слова, требовать повторов своих рассказов, но использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, решения практических задач, восприятия художественных произведений и пр.

Развитие этих форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи.

Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство – общение с окружающими людьми. И ее развитие в этот период во многом определяется развитием общения с взрослыми. Хорошо известно: дети одного возраста, поступающие в школу, имеют различный уровень речевого развития.

Эти различия зависят от уровня развития общения ребенка. Дети, находящиеся на уровне ситуативно-деловой формы общения, во многих случаях обходятся неречевыми средствами – жестом, междометием, действием. Их речь неразрывно связана с действием и неотделима от него. Они не могут разговаривать с человеком, не видя его, им обязательно нужно что-то показывать, двигаться. Долго слушать и говорить они не в состоянии, речь состоит из простых коротких предложений. Если таким детям предложить пересказать какую – нибудь знакомую историю, то пересказ трудно понять, так как перечисляются отрывочные действия или события.

Дети, находящиеся на уровне внеситуативно – познавательной формы общения, на первый план ставят новые знания о предметах окружающего мира. Следовательно, им необходимы новые средства. Поэтому их речь освобождается от привязанности к конкретной ситуации. Дети могут рассказывать и спрашивать не только о том, что видят и делают сейчас, но и о предметах и событиях, которые они не воспринимают в данный момент. Расширяется словарь, речь становится богаче и разнообразнее. Для детей, находящихся на уровне внеситуативно – личностной формы общения, характерны все больше оценочные прилагательные, наречия образа действия, сложные предложения.

Но что же делать, если ребенок отстает в развитии общения? Если в пять – шесть лет не может поддержать простой разговор, не умеет слушать других и выражать свои мысли словами? Среди разнообразия конкретных индивидуальных занятий есть общий принцип их организации – опережающую инициативу взрослого. Воспитатель дает ребенку образцы того общения, которым последний еще не владеет, не просто демонстрирует более совершенные и пока недоступные ему формы общения, а ведет его за собой , включает в это общение, делает его привлекательным и необходимым для самого ребенка. Занятия лучше начинать с того уровня общения, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Можно с совместных подвижных игр с правилами: дети учатся ориентироваться на партнера, не обижаться, если проиграли, ощущают радость от совместной деятельности. Замкнутые дети становятся раскованными, снимаются всякие барьеры. Постепенно дети вовлекаются в разговор на познавательную тему. Педагог не просто сообщает интересные сведения, а старается включить детей в разговор, делает их равноправными участниками, вот почему он чаще их спрашивает, наводит на правильный ответ, задает наводящие вопросы, т.е. поддерживает любую познавательную активность, любые проявления любознательности.

Познавательные беседы (от 5 до 15) лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей одного уровня развития общения. Своеобразие занятий в том, что познавательный материал становится центром общения, создает общность между ребенком и взрослым. Положительное отношение к взрослому проявляется через участие воспитанника в обсуждении познавательного содержания. Для этого педагог сводит совместные игры с элементами познавательного общения к специальным беседам, где поддерживает и поощряет только те высказывания детей, которое имеют отношения к обсуждаемой теме; следит за тем, чтобы беседа не сводилась к отрывочным личным сообщениям. Цель достигается после 8 – 10 занятий.

По-другому строит педагог занятия, направленные на формирование внеситуативно – личностного речевого общения. Его задача – создать условия, которые заставят ребенка осознать и оценить свои действия и поступки. Усилия воспитатель направляет на то, чтобы привлечь внимание детей к оценке собственных умений и достижений в хорошо знакомой им деятельности. Важно, чтобы дети научились объективно сравнивать, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с оценкой и мнение товарищей. Последующие занятия лучше проводить индивидуально с чтения и обсуждения прочитанных книг о событиях из жизни детей. По прочтению воспитатель проводит беседу о персонажах, понравились ли они ему, чем и т.д. Постепенно беседа переводится от конкретной истории к какой – либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его людей. Так, можно спросить, кто из друзей похож на героя и т.д. Иными словами, воспитатель показывает собеседнику, что в окружающей его жизни, в его общениях с ребятами можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанной книге. При этом взрослый не только спрашивает, он активный участник: высказывает мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе, рассказывает о себе, о своих знакомых. Тема разговора остается как и в первом случае постоянной. Достигнуть этого трудно. В первом случае тема удерживалась наглядным материалом, а сейчас предмет личностного общения – оценки, отношения, настроения. Поэтому здесь приходится рассчитывать только на заинтересованность ребенка. Если воспитатель чувствует, что он тяготится, лучше прекратить занятие или перевести его в игру.

Формируя внеситуативно – личностное общение, важно избежать одной опасности, чтобы истинное личностное общение не превратилось в формальный, поверхностный разговор, заимствованный из речи взрослых. Поэтому полезны не только специально организованные занятия. В самой разной ситуации воспитатель обращает внимание ребенка на самого себя, на окружающих его детей («Что ты сейчас будешь делать?) (« Как ты думаешь, не скучно ли Маше?»). Тем самым он заставляет ребенка задуматься о себе и о других, сформулировать свое собственное отношение. Представление намерение.

Обучение внеситуативно - личностному общению в результате формирования новых видов общения с взрослыми обогащает речь детей: она становится богаче, разнообразнее; все больше прилагательных, передающих этические и эстетические свойства, наречий образа действия, сложных предложений.

Речь детей, обращенная к сверстнику, - более связна, более понятна, лексически более развернута, чем речь тех же детей в общении со взрослыми. Почему? Дело в том, что другой ребенок менее понятный и чуткой партнер, нежели взрослый. Именно эта непонятливость играет важную положительную роль в развитии речи. Разговаривая с взрослыми, дети не прикладывают особых усилий, чтобы из поняли. Взрослые итак все понимают. А сверстнику следует высказывать все четко и ясно. Поскольку дети не могут жить без общения между собой, вот и стараются более связано и четко выражать свои намерения и желания. Именно потребность быть понятным. Услышанным и получить ответ делает речь дошкольника со сверстниками более полной, связанной и понятной. Чаще всего оживленные диалоги возникают между детьми при совместном выполнении какого – либо задания. Занятия лепкой, рисованием, конструированием – вот те условия для речевого общения сверстников. Речевое сопровождение собственных действий имеет очень важное значение для психического развития ребенка.

Огромное значение для становления новой мыслительной функции речи имеет ролевая игра, ведущая деятельность дошкольного периода. Когда дети играют, они не только действуют с игрушками и манипулируют, они еще всегда объясняют, что именно делают. Без объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, не возможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь, объясняющая игру, всегда кому – то адресована. Без договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация распадается. В ходе игры у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь от ситуационной связанности.

Итак, подытоживая сказанное: для правильного развития ребенка необходимо общение с сверстниками.

Оно более разнообразно по характеру контактов и по функциям, более эмоционально, раскованно, создает условия для разных сторон речевого развития. Но основной проводник в мир речевой культуры – речевого общения и мышления для ребенка- только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Внутренний мир ребенка, его отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависит от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают.
Поиск

Календарь
«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ